Сайт психолога Марии Савосиной

Четверг, 02.05.2024, 04:20


Главная » Статьи » Полезные статьи » Для психологов и интересующихся психологией

Бизнес - тренинг и психологический тренинг: сходства и различия в создании.

Бизнес -  тренинг и психологический тренинг: сходства и различия в создании

       Подходы к написанию разных видов тренинга, таких, как бизнес – тренинг, навыковый тренинг, психологический   и психотерапевтический тренинг, имеют как сходства, так и различия. На это стоит обратить внимание при написании тренингов.

Сходства:

      Динамика группового процесса, как правило, сходна в любых типах групп. Групповая динамика означена 4мя основными стадиями:

1 Стадия: «Знакомство»

Начальная стадия, когда участники группы знакомятся, когда первые барьеры в общении исчезают и создаётся необходимый для тренинга психологический климат доверия и расслабленности.

2 Стадия: «Распределение ролей»

Эта стадия необходима для распределения в группе позиций лидерства. Нечто вроде «разделения территории влияния». Это важная стадия для формирования устойчивой работы в группе. 

3 Стадия: «Стадия устойчивой работы»

Самая основная и долгосрочная стадия. Стадия усвоения материала тренинга и овладевания основными навыками. 

4 Стадия: «Завершение»

Стадия подведения итогов тренинга и получения обратной связи внутри группы и между группой и тренером.

  Исходя из этого, при написании структуры любого тренинга следует учитывать одни и те же законы групповой динамики.

Различия:

Исходя из того, что у психологических и навыковых тренингов разные задачи,

Психологический: Осознание, проживание и трансформация

Бизнес: Получение информации и усвоение навыков

и подходы к написанию этих тренингов тоже разнятся.

            Прежде всего разница заключается в гибкости подхода, так же отличается и подход к выбору набора упражнений. Целесообразнее использовать более гибкий подход в написании психологических тренингов, т.е. всегда иметь в запасе несколько замен всем упражнениям и учитывать, что ход психологического тренинга менее предсказуем и всегда может содержать в себе неожиданные повороты событий.

Тренер всегда должен помнить о том, что в психологических тренингах важен контакт с группой, а поддержание чётких рамок тренинга, несмотря на настроение группы, так важное в бизнес- тренинге может отрицательно сказаться на результате. В таких тренингах важно уметь подстраиваться под группу, и уметь управлять настроением группы, но всегда учитывать влияние «человеческого фактора», например то, что человеческие эмоции могут возникать по разным личным внутренним психологическим причинам участников. Соответственно полностью контролировать ход психологического тренинга не всегда представляется возможным. Именно по этому одним из важнейших качеств успешного тренера (особенно личностного тренера) является способность и желание импровизировать и менять содержание тренинга по необходимости, исходя из состояния группы.

            По моему собственному наблюдению импровизации и изменения хода психологических тренингов – зачастую являются одними из самых эффективных и запоминающихся участниками ходов. Особенно, когда к импровизации привела не случайная задумка тренера, а именно качественная подстройка под эмоциональное состояние группы и интуитивно подобранное под данную конкретную ситуацию упражнение. Что ярко иллюстрирует следующий случай из моей тренерской практики: При проведение занятия на группе тренинга личностного роста была поднята горячая и обширная философско - житейская тема (вроде отношений личности и общества )  и были поставлены риторические вопросы, на которые невозможно дать правильный ответ, но которые волновали каждого участника группы и все участники хотели высказать своё мнение и доказать свою позицию по данному вопросу. В итоге дискуссия переросла в полемику, а затем и в простой "базар", который вызвал множество разных эмоций среди участников и существенно поднял энергетику процесса, но нарушил его порядок. Начался неконтролируемый процесс обмена мнениями и я, будучи в те времена, совсем молодым начинающим тренером, никак не могла взять под контроль ситуацию и успокоить участников доводами и аргументами. И неожиданно в голову пришла идея о том, ЧТО именно сейчас может наладить течение занятия и выровнять состояние участников тренинга. И провела медитативное упражнение на отслеживание внутреннего состояния нахождение «здесь и сейчас», осознавание состояния в данный момент и дальнейшей трансформации состояния,  которое было спонтанно сформировано мной из техник гештальт - терапии.

Выглядело это так: я попросила людей замолчать и почувствовать своё тело, своё дыхание и внутреннее состояние на данный момент. Затем задать себе вопросы: "В каком я сейчас состоянии?...", "Что сейчас происходит с моим телом?...", "Нравиться ли мне это состояние?..." "Почему оно именно такое?...", "Зачем оно мне?..." Затем, когда это уже привело к переводу внимания участников извне внутрь себя, что само по себе привело к внешне спокойному состоянию людей,  я провела медитативную технику, где по ходу действия мной была придумана техника изменения состояния путём осознания ситуации "здесь и сейчас" и вхождения в желаемое состояние из нынешнего с помощью вопросов "А какого состояния мне сейчас хочется?". И предложила им чётко представить в каком состоянии им бы хотелось быть, что помогло сразу же трансформировать состояние участников и в последствии я получила положительную обратную связь об эффективности и своевременности этого упражнения.

           Разумеется подобные действия характерны и возможны в основном для личностных психологических или терапевтических тренингов.

            Но гибкость и импровизация, на мой взгляд должна иметь место и в обучающих и в бизнес – тренингах. И имея опыт работы бизнес - тренером на крупном предприятии у меня было много счастливых возможностей в этом убедиться. Хотя в таких тренингах важно успеть передать участникам основную информацию, техники и опыт их использования за определённое время, в связи с этим стиль проведения таких тренингов,  должен быть чуть более жёстким и авторитарным по сравнению с психологическими тренингами. Поэтому в бизнес - тренингах я бы рекомендовала всё же использовать вместо мощных и долгосрочных импровизаций, не менее эффективные для запоминания и усвоения результатов тренинга - шутки, весёлые разряжающие обстановку упражнения и даже иногда глубокие психологические техники, но полностью в рамках заданной программы, дабы уложиться в тайминг и стимулировать эффективность усвоения навыков.

     По итогам вышесказанного, стоит отметить, что не смотря на то, что процесс групповой динамики обычно развивается по одному и тому же сценарию, подходы к написанию бизнес -  тренингов и психологических тренингах обычно разнятся. И если в бизнес – тренинге внимание прежде всего стоит обращать на объём и качество и порядок преподносимой информации, то в психологическом тренинге важен именно особый учёт «человеческого фактора» и ориентация прежде всего на психический эффект упражнений и внутренние изменения, которые вызывают в человеке те или иные задания тренинга.


Савосина Мария Александровна,

Психолог, тренер, терапевт.


Категория: Для психологов и интересующихся психологией | Добавил: leite (06.07.2010)
Просмотров: 1670
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Общение